Часто задаваемые вопросы

Будут ли иметь право голосовать на дополнительных выборах депутата АКЗС по одномандатному избирательному округу № 21 и выборах в органы местного самоуправления студенты, обучающиеся по очной форме обучения?

     Граждане Российской Федерации (в том числе студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии, граждане, зарегистрированные по месту пребывания в воинских частях), место жительства которых находится за пределами избирательного округа, не обладают активным избирательным правом и не включаются в списки избирателей на выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания и органов местного самоуправления.
     В данной связи необходимо отметить, что подтверждением нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории служит отметка о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации, проставленная органом регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Обладают ли иностранные граждане избирательными правами, а также правом участвовать в референдуме на территории Российской Федерации?

     В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане России.
     По данным ЦИК России, в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации граждане Туркменистана, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Беларусь имеют право голосовать на выборах глав муниципальных образований и на выборах в представительные органы муниципальных образований, а граждане Республики Армения – голосовать на местном референдуме, при условии, что они имеют вид на жительство и зарегистрированы по месту жительства в пределах округа референдума.

На каких условиях в выборах органов местного самоуправления могут участвовать региональные и иные структурные подразделения политических партий?

     В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) при проведении выборов депутатов органов местного самоуправления избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо региональное или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня, если участие соответствующего отделения политической партии в указанных выборах предусмотрено уставом политической партии. Региональное отделение должно быть зарегистрировано в субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями статьей 15 и 18, пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
     Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений. При этом правоспособность региональных отделений и иных структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, возникает с момента государственной регистрации.
     При регулировании соответствующих вопросов в уставе политическим партиям рекомендуется использовать такие конструкции, которые не позволят при проведении одних и тех же выборов выдвигать более одного списка кандидатов по единому округу (т.е. выдвижение политической партией и региональным отделением, региональными отделениями разных субъектов Российской Федерации и т.п.), назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей и других участников избирательного процесса структурными подразделениями политической партии различного уровня. Следует не допускать также иного рода неопределенностей в регулировании данного вопроса.
     Относительно регистрации региональных отделений политических партий сообщаем следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр. При этом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий, является Министерство юстиции Российской Федерации.
     Территориальный орган Минюста России должен принимать решение о регистрации региональных отделений политических партий, выдавать свидетельство о государственной регистрации регионального отделения политической партии и о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц территориальным органом Федеральной налоговой службы.
     Перерегистрация ранее выданных Федеральной регистрационной службой свидетельств не требуется.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
     Исходя из этой нормы, зарегистрированное на территории соответствующего субъекта Российской Федерации после дня опубликования решения о назначении выборов в данном субъекте Российской Федерации региональное отделение политической партии имеет право участвовать в данных выборах при условии, что сама политическая партия вправе участвовать в выборах в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях». Это связано с тем, что пункт 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» не содержит условий относительно момента регистрации региональных отделений политической партии после регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации для участия регионального отделения в выборах.
     В случае осуществления государственной регистрации политической партии, ее регионального или иного структурного подразделения в связи с их ликвидацией следует учитывать, что согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, лишь со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации политической партии, ее регионального, иного структурного подразделения в связи с их ликвидацией по решению политической партии такое избирательное объединение утрачивает право участвовать в проведении выборов.
     Если такая запись внесена в период избирательной кампании, но до дня голосования, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов избирательная комиссия в порядке, установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона об основных гарантиях принимает решение об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации.
     Необходимо также отметить, что при проведении муниципальных выборов возникает вопрос об учете местных отделений политической партии при составлении списка избирательных объединений, имеющих право принимать участие в муниципальных выборах, в случае, если в соответствии с пунктом 8 статьи 15, подпунктом «г» пункта 1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях» уставом политической партии не предусмотрено наделение правами юридического лица местного отделения политической партии и оно не подлежит государственной регистрации.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии вправе принимать участие в выборах в случаях, предусмотренных уставом политической партии. При этом согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона политическая партия обязана ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
     Составляя в соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях список избирательных объединений, имеющих право принимать участие в муниципальных выборах, территориальный орган Минюста России включает в него информацию о политической партии, ее региональном отделении, имеющем право участвовать в выборах, об иных подразделениях политической партии, обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах – как наделенных, так и не наделенных правами юридического лица, если информация о последних представлена в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях».
     Отсутствие в указанном списке информации о местном отделении политической партии, не наделенном  правами юридического лица, не должно препятствовать его участию в муниципальных выборах, если в избирательную комиссию представлены документы, подтверждающие его правомочность, в том числе принятые и подписанные в соответствии с уставом политической партии решение уполномоченного органа о его создании и решение об избрании руководителя местного подразделения.

Каковы наиболее существенные особенности при проведении избирательной кампании кандидатами, выдвинутыми по многомандатным округам при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования?

     В первую очередь, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 162 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (далее – Кодекс) регистрация кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам, осуществляется окружными избирательными комиссиями при наличии следующих документов:
     1) заявления кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу, оформленного в соответствии с требованиями закона;
     2) сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 158 Кодекса при выборах депутатов, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую комиссию указанные сведения.
     3) необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, либо решения политической партии (ее региональных отделений или иных структурных подразделений), федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 года допущен к распределению депутатских мандатов.
     При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 162 Кодекса при проведении выборов депутатов представительных органов поселений со средней нормой представительства избирателей не более двух тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога не осуществляются. В этом случае регистрация кандидатов осуществляется в заявительном порядке на основании вышеуказанных документов.
     Если в поддержку кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам, все же собираются подписи избирателей, то их согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса должно быть собрано 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
     В случае внесения избирательного залога, его размер и порядок его внесения устанавливаются Кодексом.
     Так, согласно пункту 2 статьи 84 Кодекса размер избирательного залога при проведении выборов в органы местного самоуправления составляет 15 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, рассчитываемого по нижеуказанной формуле.
     В соответствии с пунктом 4 статьи 163 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (далее – Кодекс) предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, выдвинутого в многомандатном избирательном округе, не может превышать величины, равной пяти рублям, умноженным на число избирателей, зарегистрированных на территории округа, и поделенное на число мандатов, подлежащих замещению в соответствующем округе. Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса число избирателей, зарегистрированных на территории многомандатных избирательных округов, указывается в решении об утверждении схемы избирательных округов.
     Необходимо учитывать то, что на основании пункта 3 статьи 80 Кодекса предельные суммы всех расходов из средств избирательных, установленных Кодексом, ежегодно, начиная с 1 января 2005 года, индексируются с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
     Избирательной комиссией Алтайского края указанная индексация проводилась четырежды, начиная с 1 января 2005 года на 8,5%, с 1 января 2006 года - на 8,5%, с 1 января 2007 года – на 8%, с 1 января 2008 года на 8,5%.
     Учитывая вышеизложенное, предельный размер расходования сумм из средств избирательных фондов кандидатов считается по следующей формуле:
     5 рублей х 8,5% х 8,5% х 8% х 8,5% х на число избирателей
     число мандатов, подлежащих замещению в соответствующем округе.
     При этом при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч человек создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую окружную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
     При проведении же выборов в представительные органы сельских поселений необязательно перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.

В случае выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа избирательным объединением должен ли его уполномоченный представитель представлять в ИКМО (когда ИКМО осуществляет еще и полномочия ОИК) заявления кандидатов о согласии баллотироваться?

     В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 160 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (далее – Кодекс) уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию муниципального образования решение о выдвижении списка кандидатов, оформленное в соответствии с законом. Одновременно с решением в отношении каждого из кандидатов представляется заявление кандидата о согласии баллотироваться, оформленное в соответствии с требованиями закона.
     Избирательная комиссия муниципального образования в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче такового.
     Согласно пункту 7 статьи 160 Кодекса избирательная комиссия муниципального образования направляет копии заверенного списка кандидатов (заверенные выписки из указанного списка) в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 3 дня со дня заверения списка. Затем кандидат, выдвинутый избирательным объединением и находящийся в заверенном избирательной комиссией муниципального образования списке кандидатов, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы:
     1) заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата;
     2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из муниципального списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из муниципального списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах;
     3) копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
     При этом представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Необходимо учитывать то, что согласно пункту 21 статьи 158 Кодекса избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата только после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Будет ли организовано досрочное голосование студентов на выборах в органы местного самоуправления?

     Включение студентов в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления и их голосование будет осуществляться на общих основаниях. В соответствии со статьей 96 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов досрочное голосование может быть организовано при проведении выборов в органы местного самоуправления в порядке, установленном законом. При этом избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке для голосования, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (окружной) комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования).


Новости 19 - 24 из 38
Вы можете прислать Ваш вопрос на наш адрес электронной почты

search menu special arrow close print load calendar