Часто задаваемые вопросы

Может ли член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса быть назначен членом иной комиссии с правом решающего голоса?

  В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
  Данное ограничение объясняется тем, что между избирательными комиссиями, которые проводят одни и те же выборы, складываются отношения выше- и нижестоящих органов. Членство одного и того же лица в комиссиях разного уровня при осуществлении различных полномочий будет препятствовать формированию объективного подхода к принятию решения. Но при проведении разных выборов данное ограничение не действует.
  Например, член избирательной комиссии муниципального образования муниципального района с правом решающего голоса может одновременно являться членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Однако на выборах депутатов представительного органа данного муниципального района или главы этого же района полномочия такого члена комиссии должны быть прекращены досрочно в одной из комиссий, участвующей в подготовке и проведении указанных выборов. При этом в случае, к примеру, проведения выборов Президента Российской Федерации его полномочия не прекращаются.

На какой срок формируются участковые избирательные комиссии?

  Федеральным законом от 02 октября 2012 года №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вступившим в силу 1 ноября 2012 года, был существенно изменен подход к порядку формирования участковых комиссий.
  Участковые комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет, за исключением участковых комиссий, формирование которых будет осуществляться на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, в местах временного пребывания избирателей, или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Формирование временных участковых комиссий осуществляется в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи  27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из резерва составов участковых комиссий не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующему дню голосования.

Может ли заключение эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, являться основанием для признания подписей в подписных листах недействительными?

  В соответствии с пунктом 1статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002  года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее-Федеральный закон) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
  Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона к проверке подписных листов могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
  Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (подпункт «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
  Одним из оснований отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона).

На какие моменты необходимо обращать внимание при проведении проверки подписных листов и оформлении ее результатов?

  При проведении проверки подписных листов обращать внимание необходимо на следующие положения:
  1. В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях) количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов не более чем на 10 процентов. При приеме подписных листов необходимо проводить пересчет заявленных подписей избирателей, чтобы не допустить превышение представляемого для регистрации количества подписей избирателей.
  2. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона об основных гарантиях любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки.
  О дате и времени проведения соответствующей проверки должны своевременно извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения (например, сразу после приема документов для регистрации).
  3. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона об основных гарантиях по результатам проверки подписных листов избирательная комиссия в обязательном порядке составляет ведомости и итоговый протокол проверки.
  В итоговом протоколе проверки должно быть указано количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. В ведомости указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
  При проверке подпись может быть «забракована» (признана недостоверной и (или) недействительной) более чем по одному основанию, эта информация может отражаться в ведомости проверки. Однако, при подсчете общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей такая подпись учитывается однократно.
  4. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательная комиссия обязана передать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения копию итогового протокола проверки подписных листов не позднее, чем за двое суток (за 48 часов) до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов.
  В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов влечет за собой отказ в регистрации, указанные лица одновременно с копией итогового протокола вправе получить заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов (справка ФМС России, заключение эксперта), на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными (т.е. комиссия обязана представить эти документы на основании запроса кандидата, уполномоченного представителя политической партии).
  5. К проверке достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться эксперты–почерковеды и иные эксперты (например, из числа специалистов ФМС России) в соответствии с процедурой проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, предусмотренной пунктом 3 статьи 38 Закона об основных гарантиях.
  Порядок оформления заключений эксперта определяется законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (далее – Кодекс) избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Эксперты привлекаются к проверке по согласованию с руководителями соответствующих органов, учреждений и организаций. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. На основании пункта 5 статьи 49 Кодекса подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Кодекса.
  Необходимо помнить, что в ведомость проверки подписных листов необходимо вносить и результаты проверки, проведенной экспертами.
  Учитывая, что такого рода эксперты привлекаются, как правило, из числа специалистов органов внутренних дел, обращаем внимание, что Протоколом № 3 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 февраля 2005 года, подписанным 25 сентября 2009 года, предусмотрено, что территориальные органы внутренних дел по запросам избирательных комиссий откомандировывают специалистов в распоряжение соответствующих избирательных комиссий в составе рабочих групп для проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
  Необходимо также обращать внимание на то, что кандидаты, уполномоченные представители политических партий вправе присутствовать при проверке подписных листов экспертами в помещении избирательной комиссии (рабочей группы).
  Вместе с тем, избирательная комиссия может проверить сведения об избирателях, содержащихся в подписных листах, направив соответствующий запрос в подразделение Федеральной миграционной службы России.
  На основании полученного ответа избирательная комиссия проводит проверку подписных листов, на которой вправе присутствовать кандидаты, уполномоченные представители политических партий, и заносит ее результаты в ведомости проверки.
  6. Необходимо также учитывать то, что при проведении проверки избирательные комиссии не всегда правильно определяют, является ли подпись недостоверной или недействительной. В соответствии со статьей 2 Закона об основных гарантиях недостоверной подпись признается только в одном случае, а именно, когда сама подпись (роспись) выполнена не самим избирателем, а иным лицом, и это подтверждено заключением эксперта-почерковеда.  Во всех остальных случаях подпись должна признаваться недействительной (даже когда подпись «бракуется» на основании заключения эксперта-почерковеда, например, о том, что даты внесения подписей разных избирателей выполнены одной рукой).

 

Есть категория граждан – голосующих вне помещения для голосования,- к примеру, по состоянию здоровья, инвалиды, люди преклонного возраста. Как они могут реализовать свое избирательное право?

     Гражданам, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам самостоятельно прибыть в помещение для голосования обеспечивается возможность голосования вне помещения для голосования.
     Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее, чем за четыре часа до окончания времени голосования (то есть, до 16 часов по местному времени 1 марта 2009 года).
     В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства.
     На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается в получении избирательного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

Каков порядок включения в списки избирателей тех, кто, находится в день голосования в местах временного пребывания?

     Согласно пункту 17 статьи 17 Федерального закона избиратели (т.е. граждане, обладающие активным избирательным правом), находящиеся в местах временного пребывания, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. Под местом временного пребывания понимается больница, санаторий, дом отдыха и другая организация (учреждение), в котором избиратели временно пребывают. При этом информация передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей.


Новости 7 - 12 из 33
Вы можете прислать Ваш вопрос на наш адрес электронной почты

search menu special arrow close print load calendar